Душа и психические расстройства
Давайте разберемся - что это?
Всем известные термины психология, психиатрия, психика, психотерапия имеют один и тот же корень психе (рsусhе), что в переводе с греческого означает душа.
Следовательно, под этими терминами мы должны подразумевать науку о душе, лечение души. Подобный подход был наиболее распространенным на протяжении всех предыдущих веков. С распространением атеизма и материализма понятие душа постепенно улетучилось из психиатрии, и современные ученые ищут только материальные причины психических заболеваний.
Однако материалистический подход не позволяет понять проблему на самом фундаментальном ее уровне, а потому и не дает возможности эффективного воздействия и устранения причин нарушений психики. Из всех психических заболеваний наибольшее беспокойство вызывают шизофрения и эпилепсия по причине неясности их происхождения и, следовательно, - необходимых методов лечения.
Различные религиозно-философские системы по-разному определяют нематериальные причины психический расстройств. В рамках европейской иудео-христианской традиции эти причины связаны с понятием бесы, а подверженность им определяется как одержимость.
Наиболее ранние письменные упоминания об одержимости бесами мы можем найти в Библии. В ряде случаев они сопровождаются деталями, позволяющими соотнести описанные случаи с проявлениями психических заболеваний, описанных в современной психиатрической литературе. Наибольший интерес представляют следующие места:
1. Евангелие от Марка 9:17-27: «...Я привел к Тебе сына моего, одержимого
духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он
испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет... И привели его
к Нему. Как скоро (бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на
землю и валялся, испуская пену... Иисус запретил духу нечистому,
сказав ему: дух немой и глухой) Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.
И вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый,
так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.»
Описываемый случай (повержение человека на землю, скрежетание зубами, испускание пены, цепенение) в современной психиатрии носит название большого эпилептического припадка.
2. Евангелие от Луки 13:11-12: «Там была женщина, восемнадцать лет
имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.»
Данное состояние (скорченность, невозможность выпрямиться) называется кататоническим ступором и наблюдается при кататонической форме шизофрении.
Этот пример может смущать длительностью такого состояния — 18 лет. Однако в медицинской литературе мы можем найти описание больного кататонической формой шизофрении и пролежавшего без движения более продолжительное время.
Так, И.П.Павлов пишет: .... мужчина 60 лет, 22 года лежащий в больнице настоящим живым трупом, без малейшего произвольного движения, без единого слова, кормимый зондом и неопрятный... Все происходившее во круг него он понимал, но чувствовал страшную, неодолимую тяжесть в мускулах, так что ему было даже трудно дышать. И это было причиной, почему он не двигался, не ел и не говорил.
То, что один злой дух приводит еще других, злейших себя духов, вполне соотносится с прогрессирующим течением шизофрении, при которомличность полностью разрушается.
Следует отметить, что вышеперечисленные случаи описаны либо непосредственными очевидцами, либо со слов очевидца, причем в случае 2 - врачом (К Колоссянам 4:14). При этом заболевания были излечены нематериальным воздействием.
Приведенные в Евангелиях примеры психических расстройств вполне вписываются в клинические описания современных заболеваний. При этом не следует упускать из внимания, что в качестве основного средства от недуга указываются молитва и пост (От Марка 9:29). Таким образом, далеко не все психические заболевания обусловлены сугубо материальными причинами, и необходим пересмотр сложившихся подходов и методов лечения.