О рождении свыше



«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие»
(Иоан.3:5)

Толчком к изложению материала о рождении свыше послужило обилие духовной литературы, которая хлынула с Запада с началом времени свободы и наводнила просторы бывшего СССР. Если во многих направлениях эта литература включает превосходные богословские труды, которые радуют и утешают, то в вопросе рождения свыше и крещения Духом Святым, - проявляется не то понятие, не то объяснение, которое открывается нам при тщательном исследовании Священного Писания.


О рождении свыше 


Многие братья, которые учились на Западе в библейских школах, институтах, колледжах, принесли в Братство это учение, что вызывает непонятные толки, недопонимания, поэтому, разобраться в этом вопросе является жиз­ненно важным не только для служителей, проповедников, но и для каждого члена церкви. Игнорирование этого вопроса или неправильное его понимание приведет к горькому разочарованию, поскольку основанием для правильного духовного роста является и правильное рождение.


Во многих книгах западных богословов можно встретить определение, что рождение свыше не отождествляется с водным крещением или с крещением Духом Святым и происходит в момент покаяния и обращения человека к Богу. То есть, человек, который покаялся, является чадом Божьим и наследником вечной жизни, внутри него уже поселился Святой Дух, который и будет возносить Церковь в день ее восхищения, а крещение Святым Духом является только принятием особой духовной силы для проповеди Евангелия и созидания внут­реннего мира человека. Но давайте будем откровенными и вникнем в Слово Божье, обратимся к первоисточнику, к евангельскому учению и там найдем правильный ответ.


На страницах Священного Писания есть много высказываний о Царстве Божьем, о рождении свыше, о спасении, о рождении от Бога, о верующем человеке. И не все эти места дают ясное, конкретное определение по тому или иному вопросу. В большинстве случаев они обобщают понятие, но есть определенное учение о вере, о покаянии, о спасении, поэтому Христос и говорил: «...исследуйте Писание» (Иоан.5:39).

В данном случае перед нами стоит вопрос: кто есть рожденный свыше, или кто есть рожденный от Бога?  Рожденный свыше это и есть рожденный от Бога.


И в Писании мы находим, что «всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1Иоан.5:1). Но на основании этого места сложно определить, кто этот «всякий верующий»? Есть очень много людей, которые верят, что Иисус есть Христос, но они очень далеки от того, чтобы, судя по их образу жизни, можно было сказать, что они рождены от Бога. Для того, чтобы сделать это определение, нам необходимо исследовать Писание и выяснить, кто этот «всякий верующий», который рожден от Бога? Если возьмем за основу, что это верующий, который вышел на покаяние, исповедал свою веру в церкви и посещает собрание, тогда нас может смутить другое место, что «всякий, рожденный от Бога, не грешит» (1Иоан.5:18а). А как тогда наш «всякий», который покаялся и исповедовал свою веру? Он уже не грешит? На практике видим противоположное. Отсюда само собой напрашивается заключение, что не просто всякий верующий рожден от Бога, но тот, который умеет еще и хранить себя (1 Иоан. 5:18б). Насколько понятие «всякий верующий» обобщенное, можно судить также из такого стиха: «уверовавших же будут сопровождать сии знамения... будут говорить новыми языками» (Map.16:17), что человеку, который толь­ко покаялся, недоступно.


Мы опять возвращаемся к первоначальному вопросу: кто же рожден от Бога или свыше? Кто этот «всякий верующий» согласно Писания: католик, православный, баптист, пятидесятник или, может быть, кто-то другой? Это нужно выяснить и определить согласно Слова Божьего.


Самое ясное определение в вопросе рождения свыше дает Христос и Его слова — основополагающее учение и толкование, другого положить никто не может (1Кор. З:11). В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (3:3) и продолжает: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (3:5-6). Отсюда вытекает, что рождение свыше состоит из двух составляющих или этапов: рождения от воды и рождения от Духа.


Никодим тоже задавал Христу вопрос: «Как это может быть?» Писание нам открывает, что путь к рождению свыше лежит через веру в Сына Божьего, как написано, что Бог послал Сына в мир, «чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан.3:17) и «всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16).


Здесь необходима правильная оценка веры, поскольку «...и бесы веруют, и трепещут» (Иак.2:19), необходимо понять, что Писание подразумевает под верою живую и спасающую веру. Об этой вере Иоанн говорит, что «верующий в Него (значит, и рожденный от Него) не судится, а неверующий уже осужден» и «поступающий по правде (верующий в Него) идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (3:18,21). Вот поэтому, имея в виду веру Божью, спасающую, а не просто веру, которая верит, что Бог есть, апостол утверждает, что «...всякий, делающий правду, рожден от Него» (1Иоан.2:29). Этот закон относится ко всем, он распространялся даже на Христа, Сына Божьего, о чем Он и сказал: «так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мат.3:15).

Итак, если путь к рождению свыше лежит через веру в Сына, то нужно выяснить, откуда у нашего «всякого верующего» появилась эта вера Божья, святейшая, живая? Конечно же, от Бога, через свидетельство Евангелия, как сказано: «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Вот потому Иаков и пишет: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий» (1:18). Этим начатком, или, если мож­но так выразиться, зародышем духовного че­ловека, является Слово Божье. Поэтому, апостол Петр говорит: «как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Пет.1:23).


Это начало процесса рождения свыше — рождение от нетленного семени — от Слова Божьего или от воды. Это рождение происхо­дит не мгновенно, а за определенный период. И длительность этого периода развития или созревания зависит от того, как возрастает вера человека. Он может услышать и поверить, принять это семя, но не дать ему возможности развиваться. В притче о сеятеле Христос при­водит примеры, как бывает со «всяким верующим», слушающим Слово Божье и кто как дает возможность этому семени расти и созревать.


То есть, вначале появляется вера, что Иисус есть Христос, но дальше нужно в этой вере показать возраст, повинуясь Слову Божьему, которое очищает нас, как сказано: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Иоан.15:3). Нашему «всякому верующему» нужно очиститься, омыться. Петру Господь говорил: «если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Иоан.13:8). Это семя развивается, растет, созревает и через Слово Божье познает, что нужно очиститься, омыться, освятиться прежде, чем увидеть Его, потому что Он свят, ибо в небо ничто нечистое не войдет.


Но стать святым можно только тогда, когда станем причастниками Божественного естества, причастниками Духа Святого (2 Пет.1:4). А причастниками Духа Святого мы становимся тогда, когда получаем дар Святого Духа, то есть крещение Святым Духом (Евр.6:4, Деян.2:38, 8:20). «И если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2Пет.1:8).
А если не умножается вера, не растет человек в познании, то он не может принять Духа Святого (Гал.3:2). И это семя замирает, потому что ему не дают развиваться, а значит, по логике, и родиться оно не может, потому что человек не хочет, не прилагает старание. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мат.11:12), поступающие так не дают этому семени засохнуть на каме­нистой почве или между тернами, не дают птицам поклевать его.


Параллель с храмом Соломоновым заключается в том, что храм освятился, когда Бог в облаке сошел в него (3 Цар. 8:10-11), так и рожденный от Слова становится святым, когда рождается от Духа. Когда Святой Бог вселяется в человека и живет в нем (2Кор.6:16), тогда «всякий верующий» становится причастником Духа Святого, Который крестит человека в одно Тело — Церковь Иисуса Христа. Вот почему Иоанн говорит, что «мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем (1Иоан.З:2). Через наставление Слова Божьего в вере мы принимаем Духа Святого, а если я не принимаю Духа, то нет веры, которая двигала бы мой возраст, мое рождение. Необходимо, чтобы это семя развивалось и родилось, а по­том рожденному возрасти во спасение и стать подобными Ему.


Итак, рождение свыше - это рождение от воды и Духа, а рождение от Духа — это крещение Духом Святым со знамением иных языков. Отсюда вытекает, что Дух Святой рождает и крестит, и с этого момента Дух Святой поселяется в человеке.
Западное богословие утверждает и верит, что крещение Духом Святым -  это только сошествие особого присутствия и силы Духа Святого. Но Писание ясно говорит о том, что восхищение Церкви будет осуществляться посредством Духа Святого. Отсюда возникает необходимость «приобщить» к Церкви людей, которые не имеют крещения Духом Святым, поэтому западное богословие учит, что если человек откликается на осуждающее действие Духа, тогда наступает момент оправдания и духовного возрождения, и тогда же Святой Дух начинает обитать в верующем, и с этого момента будет абсолютно верным заявить, что в этом человеке есть Дух Святой, и произошло рождение от Духа.


Из таких заявлений становится ясно, что крещение Духом Святым со свидетельством иных языков хотя и является полезным, но не является необходимым, ведь это только принятие особой силы для благовествования, поэтому ревновать особо не нужно... Таким образом западное богословие обнадеживает людей, которые только покаялись, что они уже рождены и от воды, и от Духа, и поэтому принадлежат к Церкви Христовой. Но какая будет печальная картина, когда придет восхищение, а они не будут восхищены, так как не имели в себе Духа Святого, не были крещены Духом, а имели только рождение от Слова Божьего, были только некоторым начатком Его созданий (Иак.1:18).


Такое западное осмысливание вопроса рождения свыше имеет под собой почву, что большой процент членов западных пятидесятнических церквей не крещены Духом Святым со знамением иных языков. Лидеры западного богословия понимают, что когда члены деноминации неспособны чувствовать, переживать то, что описывает их вероучение, то тогда упадок деноминации неминуем, и она не способна исполнять Божье предназначение! Таким образом, ценой истины, они достигают целостности, единства и жизнеспособности своих деноминаций. Но это неразумные девы, которые «взяв светильники свои, не взяли с собою масла» (Мат.25:3), и когда придет Жених (Христос), и будет восхищение, то земля встрепенется от вопля неразумных дев.


Итак, согласно Слову Божьему, получивший крещение Духом Святым погружается в Дух, он должен жить по Духу, водиться Духом, стараться с каждым разом больше исполняться Им. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Иоан.3:8).


Возможно, немного повторюсь, но хочу до конца прояснить важный вопрос: когда человека можно назвать дитям (чадом) Божьим? Иоанн говорит: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (1:12-13). Но быть верующим во имя Его мало, еще сказано, что «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан.З:9). Что это за семя, которое пребывает во всяком рожденном от Бога, так, что он не может грешить? Не грешит тот, кто сохраняет заповеди Его, а о таком сказано, что «...тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1Иоан.З:24). И «сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу...» (Рим.8:16-17).


Как мы узнаем, что стали детьми Божьими? Через свидетельство Духа Божьего в нас. Дух Святой - это Дух усыновления, и если наш «всякий верующий» имеет это свидетельство в самом себе, то его можно смело назвать дитям Божьим. Отсюда и сказано: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын...» (Гал.4:6-7).


Конкретизируем. Верующий в сына Божьего соблюдает заповеди Божьи, этим самым доказывая свою веру и любовь к Богу. К таковым приходят Отец с Сыном и творят обитель у Него Духом Святым, Который и начинает свидетельствовать, что мы есть дети Его и наследники Царства Божьего. Поэтому верою во имя Иисуса Христа, церковь рождается свыше от воды и Духа, через покаяние и крещение Духом Святым (со знамением иных языков).


Итак:

Рождение от воды — это рождение от Слова Божьего. Дух Святой через Слово просвещает человека и приводит его к осознанию греховности, покаянию и исповеданию перед Богом. Покаявшийся и сотворивший достойный плод покаяния принимает крещение водою для прощения грехов. Поэтому, рожденный от Слова и крещенный водою получает: прощение, омытие кровью Христа, оправдание, примирение с Богом, искупление, становится храмом для принятия Духа Святого.


Рождение от Духа — это крещение Духом Святым со знамениями иных языков. Получивший духовное крещение имеет: освящение, усыновление, помазание, свидетельство, печать, залог и записан в Книгу Агнца, имеет право на наследство.


Вместе рождение от воды (Слова) и от Духа (Святого), составляют рождение свыше. Затем этого рожденного, духовного младенца, Дух Святой воспитывает и ведет к совершенству, при условии, что младенец живет по Духу.
Для того, чтобы не путаться с рождением свыше и внести ясность, кто такие дети Божий, необходимо разделить людей, которые будут иметь спасение, на Церковь и спасенные народы.


Христос — Царь, Христос — Священник, и нас, детей Своих, Он соделал царями и священниками (Отк.1:6). По праву рождения от Царя и Священника дети Его имеют власть быть чадами Божьими. Дети Божьи — это Церковь, «род избранный, царственное священство, народ святой» (1Пет.2:9), которые вместе со Христом, как жена Агнца, населят Новое небо. Им надлежит царствовать (Отк.5:10). Над кем царствовать? Над спасенными народами (девами-подругами Невесты Агнца), которые будут населять Новую землю (Отк.21:24). Спасенные народы — это те, которые пред великим белым престолом суда Божьего будут найдены записанными в Книге Жизни (Отк.20:12,15), это люди из всех народов и племен, живших во все времена, от Адама и до конца этой земли и неба, творившие правду и делавшие добро. Это те, которые будут поставлены по правую сторону, как овцы, которым Господь скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мат.25:34). Дети же Царя будут сидеть на престолах царских и им дано будет судить мир (1 Кор.6:2).

Это очень объемный труд, этих моментов не найдешь в западном богословии. Их можно познать при тщательном исследовании Писания и то, кому сколько откроет Бог из этой тайны домостроительства. Не зная этой тайны до глубины, очень многие претендуют быть Церковью, но только Бог оценит по достоинству.


Давайте теперь порассуждаем, что есть Царство Божье? В Евангелии говорится в общем, как о Царствии Божьем или Небесном. Это обобщенное выражение. Христос в беседах с учениками не разграничивал, что имеется в виду под Царством Божьим, т. е. не выделял, что будет Новое небо и земля, что и на Новом небе будет Христос с Церковью, а на Новой земле — спасенные народы.


И только через откровение апостолов это становится яснее, потому что тайна домостроительства церкви была открыта апостолам (Лук.8:10), и через церковь тайна, сокрытая от веков, стала известною (Еф.3:9-10, Кол. 1:26). Только, иногда, нужно заметить разницу, что Царство Божье будет и на земле, во время Тысячелетнего царства, по­тому что тогда на этой земле будет царствовать Христос и Церковь, а сейчас — это царство и власть тьмы. И Царство на Новой земле и небе будет одно, но участь тех, кто в этом царстве, разная — соответственно тому, кто чего достиг. Это говорю образно, не думаю, что там будут рабочие, но написано, что «и звезда от звезды разнится в славе» (1Кор. 15:41). Поэтому нужно употреблять усилие, чтобы достигнуть большего.


Как родился Христос? От Духа Святого. Мария думала: «Как это будет, ведь я мужа не знаю?» Но Ангел ей сказал, что «Дух Снятый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1:35). Вот тогда и мы стаем детьми Божьими, когда Дух Святой сходит на нас. А как мы узнали, что Он сошел на нас? Как Мария могла узнать? Потому что сила Всевышнего осенила ее. Это было ощутимо физически, она не просто представляла себе как-то, где-то в разуме, мыслях, мол, ага, слава Богу! Я верою приняла, что уже зачала, что буду рожать. Нет, она это пережила физически, это было ощутимая сила, которая сошла на нее.


Потому, когда мы рождаемся от Духа Святого, это ощутимо, это видно и слышно, это явно не только для нас, но даже для окружающих людей. Если мы даже ничего никому не скажем, то придем домой или на работу, на нас посмотрят и сразу скажут, что ты какой-то не такой — ты изменился. Меняется и лицо, и интонация речи, меняются наши нравы, и все наше естество преображается. Почему? Да потому что внутри Святой Дух поселился, и Он преображает нас в славный образ, который мы видим во Христе Иисусе. Без Духа Святого — это нереально, невозможно и неосуществимо. Потому мы учим, что должно получить крещение Духом Святым и родиться от Духа, должно исполниться Духом Святым. Дух Святой — это сила, которая преобразит наши уничиженные тела «сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Фил.3:21).


Я бы очень хотел, чтобы мы эту истину о рождении свыше утверждали. Если мы умолчим, если мы ничего не скажем, если мы ничего не напишем, то пройдет время и вся пятидесятница вернется к Иоаннову крещению. Не надо спорить, не надо укорять, не надо осуждать, но надо утверждать истину! Ее надо утвердить так, чтобы она была доступной и ясной для нашей молодежи и для всех наших церквей. Это будет нормально, это будет соответственно здравому учению, которое мы имеем в Еван­гелии.

Да благословит вас Господь!


  • 0
  • 23