О пятидесятническом движении

Выпуск газеты "Христианская Жизнь" №13(6) 2004г.


Первого января 1901 года в живописных окрестностях бывшего особняка Стоунов неподалеку от столицы штата Канзас, города Топеки, началось первое пятидесятническое пробуждение XX века. Именно в этом пробуждении зародилась необычайно динамическая сила современного благовестия и миссионерской деятельности.


О пятидесятническом движении 


За три месяца до начала пробуждения 27-летний Чарльз Пархам арендовал особняк в живописных окрестностях города и открыл библейский институт «Вефиль». Осенью 1900 года, преподав студентам, библейские учения о покаянии, оправдании верой, освящении и исцелении, Пархам объяснил им значение крещения Святым Духом. К концу декабря студенты были готовы по-новому принять то, что запечатлено во 2-ой главе Деяний Апостолов. И 40 первых студентов не обращали внимания на окружавшую их красоту. Глубоко убежденные в том, что Господь призвал их к миссионерскому служению в «последние дни», они собирались для молитвы об обетованном излиянии Святого Духа во время «позднего дождя» (Иоил. 2:23, 28, 29). Они хотели исполниться той же духовной силой, которая сопровождала развитие ранней Церкви.


В атмосфере напряженного ожидания в первый день нового года студентка Агнес Озман первой получила знамение крещения Святым Духом — говорение на иных языках. «Таким образом, церковь вновь стала воинствующей, ей дозволено было принять крещение Святым Духом», — писал Пархам. Так начиналось великое пробуждение последних дней.


В 1904 году в г. Фарго (штат Северная Дакота) произошло пробуждение среди выходцев из Швеции, которые, скорее всего, ничего не знали о событиях в Топеке.


В 1906 году в церкви на Азуза-стрит в Лос-Анжелесе также началось пробуждение. В тот год, когда многие афроамериканцы подверглись гонениям и линчеванию, в миссии на Азуза-стрит легко смешивались разные расы. И под руководством пастора Уильяма Сеймура черные и белые, латиноамериканцы и азиаты, поклонялись Богу вместе.

В том же 1906 году пятидесятническое движение зародилось в Индии, среди приверженцев учения о святости, совершенно самостоятельно от событий в Топеке и на улице Азуза.


Была сформирована основная доктрина пятидесятнического движения: истина о говорении на иных языках состоит в том, что это библейское, основополагающее свидетельство крещения Духом Святым. Позже, в 1907 году, пятидесятники взялись за углубленное изучение Писания, чтобы обрести более полное его понимание.


Невероятное распространение пятидесятничества по всему миру во второй половине XX века заставило историков исследовать его истоки. Но, анализируя жизнь и служение основоположников пятидесятнического движения, важно не забывать, какой совет дал апостол Павел верующим в Коринфе: «Но сокровище это мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:7).


В настоящее время число пятидесятников в мире насчитывается более 500 млн. Значение этой цифры еще более возрастет, если учесть, что 25 лет назад пятидесятников было только 50 млн. Пятидесятническое движение является самым массовым в мире.

В Украине движение Духа Святого началось в начале двадцатых годов. И за 5-6 лет быстро распространилось не только по Украине, но и по России.


Гонения 1937 года почти уничтожили церковь, тем не менее, традиции и учение сохранились. Гонения, которые начались, предали некую духовную динамику: золото очищается огнем, а человек испытывается в горниле страданий, вера наша переплавляется в испытаниях.

Так, Павлов, сподвижник Ивана Воронаева, был «переплавлен» - приговорен к расстрелу, закован в кандалы, но потом отправлен в Сибирь на пожизненное заключение.

Церковь продолжала развиваться даже в узах.

Вся мощь атеистической пропаганды Советского Союза была направлена против нее. «Через несколько лет мы покажем по телевизору последнего верующего», - говорил Хрущев.
Но церковь умножалась.


Последующий развал СССР вызвал в церкви обратную реакцию – объединение. Возникла объединенная церковь христиан веры евангельской. В нее вошли церкви стран, входящих в состав СНГ и Балтии. На первом съезде ОЦХВЕ, начальствующим епископом был избран Виктор Иванович Белых.


В каждой республике создавался свой орган управления. После смерти В.И. Белых, на IV съезде братства, начальствующим епископом избран Иван Петрович Федотов (Россия) и его заместителем Георгий Арсеньевич Бабий. Братья пришли к согласию организовать коллегиальное управление в лице начальствующих епископов Армении, Белоруссии, России и Украины. Правление братства, состоящее из начальствующих епископов всех республик, осталось неизменным. Высшим органом ОЦХВЕ есть Совет епископов. Благодаря свободе проповеди Евангелия, количество пятидесятнических общин постоянно растет. На Украине объединенная церковь христиан веры евангельской включает около 700 поместных церквей.


Шествие Пятидесятницы, начатое в ХХ веке, успешно продолжается, при содействии Духа Святого, и в нынешнем ХХI веке!



  • 64

Другие темы